НОВОСТИ

В Госдуме открестились от идеи введения углеродного налога в России

В понедельник, 30 марта, специалисты Аналитического кредитного рейтингового агентства представили доклад, в котором обосновали экономическую выгоду от введения в России так называемого углеродного налога, взимаемого с предприятий зя выбросы парниковых газов. По мнению аналитиков, внедрение такого налога на выбросы свыше 70% от уровня 2018 года поможет привлечь 381 миллиардов рублей внебюджетных средств. При этом эта инициатива в течение первых трех лет ее действия принесет в бюджет дополнительно до 900 миллиардов рублей. Эти средства, в частности, могут быть направлены на решение экологических проблем в наиболее загрязненных российских регионах. Более того, уже через десять лет наша страна сможет рассчитывать на дополнительные 1,5 триллиона рублей в год.

Тем не менее, отмечают аналитики АКРА, введение платы за выбросы потенциально грозит российским производителям-экспортерам крупными потерями, так как они будут вынуждены уплачивать дополнительные сборы при поставках в Европу и другие регионы, где действует высокий углеродный налог. Так, в мире подобные инструменты внедрены или планируются к вводу в 46 странах. Уровень налоговой ставки в Финляндии, Лихтенштейне, Норвегии, Швеции и Швейцарии превышает 50 долларов за тонну CO2-эквивалента.

Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» председатель комитета Государственной думы РФ по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, описанные специалистами АКРА меры, безусловно, являются очень интересными, однако на сегодняшний день российские производители могут, во всех смыслах этого слова, выдохнуть – в России к настоящему моменту не внедрен ни один инструмент по контролю уровня выбросов парниковых газов, а это значит, что ни о каком налоге не может даже идти и речи.

«Отвечая на вопрос о том, как будет вводиться в России углеродный налог, можно ограничиться одним словом: никак. Законопроектов подобных в Государственной думе нет. О каких-то планах правительства нашей страны по внесению таких документов на рассмотрение мне тоже ничего не известно. Так что пока все эти разговоры носят исключительно теоретический характер», – объясняет депутат.

По его словам, сегодня в России не ведется даже приблизительный подсчет, какие именно объемы парниковых газов выбрасываются предприятиями.

«У нас сегодня даже нет закона об учете объемов выбросов парниковых газов, не говоря уже о каких-то платежах. Более того, я не видел даже окончательный документ стратегии по сокращению объемов выбросов, которую должно подготовить наше правительство. То есть нет данных, на основании которых мы можем понимать, как будут распределяться нормы и так далее. Безусловно, проблему эту надо решать, но говорить о способах решения, не имея никакого инструментария и даже примерного понимания, с чем мы имеем дело, сегодня нельзя», – рассказывает Владимир Бурматов.

По его словам, в настоящее время зачастую сами производители и представители бизнеса уделяют достаточное внимание контролю за выбросами парниковых газов. Таким образом, государственное участие и регулирование могут оказаться просто избыточными в этом вопросе. При этом нельзя не учитывать Парижское соглашение, которое рекомендует отказываться от ограничений со стороны государства к модели госуправления, где ключевым моментом являются механизмы поддержки добровольных инициатив бизнеса, направленных на минимизацию климатических рисков.

Стоит напомнить, что в октябре 2019 года Министерство энергетики Российской Федерации отмечало, что считает целесообразным исключить из проекта Минэкономразвития о парниковых газах углеродный налог. Данная инициатива прорабатывалась в правительстве, но решение о введении налога не было принято.

Ранее Владимир Бурматов призвал Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации оказать помощь населенным пунктам, испытывающим серьезную нагрузку на экологию. По его словам, в 2019 году ни один из городов, в которых фиксируются проблемы с экологией, не получил федеральных средств на запуск проекта «Чистый воздух». В связи с этим необходимо подготовить документ, который бы позволил организовать межбюджетные трансферты.

Источник: ПолитРоссия